Коленчатый вал (коленвал)

Коленчатый вал — является одним из самых дорогих и сложных элементов не только кривошипно — шатунного механизма, но и всего автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Эта деталь двигателя принимает на себя нагрузку-энергию от шатунно-поршневой группы, которая в свою очередь получила взрывную энергию (в прямом смысле этого слова) от воспламенения смеси в камере сгорания в такте расширения ( принцип работы двигателя внутреннего сгорания). Изготавливают коленчатые валы из нескольких видов стали причем легированной, среди них — хромоникелевольфрамовая и хромоникельмолибденовая. Путь изготовления — ковка. Однако наряду с коваными коленвалами существует и другая технология производства этой дитали — это литье т.е. литые валы из супер прочного чугуна с графитом (шаровидным).


Литые валы имеют ряд преимуществ перед коваными, такие как — высокая износостойкость, меньший вес и меньшую стоимость производства. Большинство двигателей имеют в своем чреве коленчатые валы с большим на еденицу количеством коренных шеек по отношению к числу цилиндров — полноопорные. В рядных двигателях количество шатунных шеек равняется количеству цилиндров. Шатунные и коренные шейки соеденяет между собой щеки.  Вращение коленвала осуществляется за счет подшипников скольжения. На заднем конце (хвостовике) коленчатого вала закреплен маховик, а на передней (носке) звездочка распредвала и шкив вспомогательных агрегатов. Весь коленчатый вал с его рабочими элементами естественно обслуживает система смазки.