Кривошипно-шатунный механизм

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразовывает возвратно-поступательное движение поршней, превращая его во вращательное движение коленчатого вала. Части КШМ бывают подвижные и неподвижные. Рассмотрим отдельно устройство и работу тех и других частей.

Неподвижные части КШМ

ЦИЛИНДР или БЛОК ЦИЛИНДРОВ — это основная часть двигателя. Здесь и происходит весь рабочий процесс. Деталь изготавливают из алюминиевого сплава или чугуна путем литья. Цилиндры многоцилиндровых двигателей изготавливают в одной общей отливке.


Внутреннюю часть цилиндра называют зеркалом, поскольку она наполирована до блеска. Цилиндры окружает полость, наполненная охлаждающей жидкостью. ГОЛОВКА — съемная деталь, прикрепленная к цилиндру. Между этими деталями помещают сталеасбестовую прокладку. В головке проделаны каналы с клапанами, и отверстия для свечей зажигания. Каналы делят на два типа: впускные, через которые топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр; и выпускные, через которые выходят отработанные газы. Головка окружена полостью, которая соединяется с охлаждающей полостью цилиндра. Связывает между собой все составные части КШМ деталь КАРТЕР.

Подвижные детали КШМ

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (КВ) передает крутящий момент на трансмиссию транспортного средства. От него приводятся в действие другие механизмы двигателя. Деталь отливают из специального высокопрочного чугуна. КВ крепится к подшипникам картера двигателя коренными шейками. Равномерное вращение КВ обеспечивает МАХОВИК, который при рабочем ходе выводит детали КШМ из мертвых точек и накапливает энергию, обеспечивающую вращение КВ при подготовительных тактах. Маховик представляет собой массивный чугунный диск, на ободе которого имеется стальной зубчатый венец. Он предназначен для запуска двигателя при помощи электрического стартера.

ПОРШЕНЬ принимает на себя давление, осуществляемое газами при рабочем ходе и совершает вспомогательные такты. Поршень — это отлитый из алюминиевого сплава полый цилиндр. Состоит из юбки; днища, усиленного ребрами; головки с канавками, предназначенными для поршневых колец. ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА из чугуна уплотняют полость цилиндра. Кольца бывают разные: компрессионные (верхнее и нижнее) и малосъемные. ШАТУН соединяет поршень с КВ и передает усилия между ними. Шатуны выковывают из чугуна. Шатун крепят к КВ нижней головкой.