Скрипит и бьет руль при торможении, что делать?


Одним из симптомов неисправности тормозной системы являются назойливые скрипы и металлические звуки, слышимые в кабине автомобиля даже при работающем двигателе. В особо выраженных случаях может наблюдаться также и биение руля различной интенсивности: от малозаметной до очень сильной. Давайте изучим наиболее вероятные причины возникновения скрипов при торможении, биения руля и что делать при возникновении этих неприятных симптомов.

Осматриваем тормозные колодки

Наиболее быстродействующими и, следовательно, наиболее часто заменяемыми элементами тормозной системы являются колодки. Иногда их выбор производится в соответствии с наличием ближайшего поставщика запчастей. В результате даже небольшие различия в регулировке влияют на эффективность тормозной системы. Поэтому необходимо обязательно использовать колодки или диски одного и того же производителя (попарно). Недопустимо менять только одну изношенную колодку или только один тормозной диск.

После снятия колодок внимательно осмотрите их поверхности. Неравномерный слой износа является признаком механического повреждения или деформации тормозного диска. Невозможность его быстро заменить приведет к быстрому разрушению новых колодок.

Проверка тормозных суппортов

Наиболее загруженными элементами тормозной системы являются зажимы суппортов. Тем не менее, об этом часто забывают, и проверка их технического состояния часто игнорируется при обслуживании автомобиля. Это одна из самых серьезных ошибок, поскольку даже один неисправный поршень может неравномерно прижимать колодки к поверхности диска, что снижает эффективность тормозной системы. Это приводит к его неравномерному износу, тем самым сокращая его срок службы. К тому же, неравномерное торможение колес может привести к возникновению неконтролируемого заноса и аварийной ситуации на дороге.

Следующим шагом является очистка дисков от пыли используемых тормозных колодок, а также других дорожных загрязнений. Из-за наличия окислов, окалины и прочих загрязнений суппорта часто закисают, в результате чего уменьшается диапазон их свободного хода и при слегка искривленных тормозных дисках возникают биения, передающиеся в руль. Для очистки стоит использовать специально профилированные щетки, а затем покрыть подвижные части суппорта слоем подходящей высокотемпературной смазки, но так, чтобы она не попала на тормозные поверхности колодок и дисков. В случаях неисправности суппортов, когда оперативно не получается вернуть их работоспособность, может потребоваться полная замена.

Форма изношенных тормозных суппортов, как и в любом нагруженном механическом элементе, постепенно деформируется. Таким образом, новые тормозные колодки, вставленные в них, имеют меньший ход, что приводит к более или менее слышимому металлическому стуку. Однако в большинстве случаев вам не придется сильно тратиться. Достаточно установить дополнительную прокладку, которая гарантирует правильное давление тормозной колодки. Аналогичным решением являются специальные прокладки с демпфирующим слоем, который дополнительно обеспечивает лучшее глушение всей системы и уменьшает передачу вибраций.

Поменял колодки, но руль бьет, что делать?

Если с суппортами автомобиля и с колодками все в относительном порядке, но при торможении по-прежнему возникают толчки, удары и вибрация, то, вероятнее всего, один тормозной диск или оба неисправны. Неисправность кроме очевидных механических повреждений, таких, как задиры, трещины и неравномерный износ, может выражаться в искривлении самих тормозных дисков, когда при их вращении возникает характерное биение. Чаще всего такой вид неисправности возникает, если на перегретых тормозах проехать по воде. Из-за неравномерного остывания происходит деформация формы диска.


Очень редко небольшое искривление диска можно устранить его обточкой на токарном станке, но, как правило, если повело тормозной диск и бьет руль при торможении, такой диск лучше заменить. И как мы писали выше, лучше заменить все же парой оба диска. В том случае, если неисправен только один, а менять комплект выходит дорого, можно его заменить на полностью идентичный, найденный на авторазборке, желательно со схожим пробегом автомобиля.

Советы в начале использования новых тормозных колодок

Фрикционная часть колодок состоит из нескольких слоев, первая из которых используется для выравнивания поверхности. Поэтому рекомендуется, чтобы водитель плавно нажимал педаль тормоза в течение первых 300 километров после их замены. Сильное давление или внезапные маневры приводят к высокоинтенсивному трению, и первый слой из-за перегрева может прилипать к поверхности диска или зажима, что приводит к быстрому износу вновь установленных колодок, создает неестественные вибрации, передаваемые на руль и кузов автомобиля.