DOHC - двухвальная система ГРМ – Автоновости и советы по ремонту автомобиля

DOHC — двухвальная система ГРМ

 

DOHC – Double Over Head CamShaft, в буквальном переводе означает – два распределительных вала. Схема расположения распределительного вала в головке блока цилиндров двигателя. На современных двигателях различают две такие схемы: одновальная – SOHC (Single OverHead Camshaft); двухвальная – DOHC (Duble OverHead Camshaft). Первые разработки двухвальной схемы начались ещё в 1920-х годах на французском заводе «Пежо». Четыре инженера-гонщика: Поль Зуккарелли, Жорж Буалло, Эрне Анри, Жюль Гу спроектировали и позже запустили в гонках новый двигатель. Через время этих ребят-новаторов прозовут «банда четырех» за целеустремленность и рвение к победе. Суть новой конструкции заключалась в том, чтобы поместить распределительные валы поместить над каждым рядом клапанов (выпускных и впускных) и отказаться от коромысел, штанг, рокеров, заменить два тяжелых клапана на четыре легких.


В итоге, при увеличении оборотов в полтора – два раза, пружины будут гораздо меньше нагружаться. Теоретик «банды» – Э. Анри рассчитал, что чем больше смеси мотор «вдохнет» за рабочий цикл, тем выше мощность. Соответственно, надо довести до предела проходное сечение клапанов. Через кольцевые щели двух впускных клапанов малого диаметра в цилиндр поступит примерно в полтора раза больше горючей смеси, чем через один большой. Кроме того, смесь при такой конструкции будет лучше сгорать, вырастет К.П.Д. и экономичность двигателя. После воплощения своей идеи в реальность гоночные «Пежо» стали одерживать одну победу за другой. Увидев явные преимущества такого типа двигателя, их начали копировать фирмы-конкуренты – «Балло», «Воксхолл», «Санбим», «Сальмсон» и многие другие.

Анри совместно с братьями Балло, разработал и построил новый 4-цилиндровый двигатель, запустили на гоночной машине модели «2LS» и выступили в ежегодных 24-часовых соревнованиях на выносливость – Спа, которые проводились на бельгийском автодроме Спа-Франкоршам. Советский автопром тоже заинтересовался данной разработкой. Первой отечественной машиной с мотором с двумя распределительными валами и с четырьмя клапанами на один цилиндр стал в 1951 году – минский грузовой автомобиль МАЗ-525. В 1960-х – 1970-х годах система построения двигателя DOHC встречалась на таких автомобилях, как «Fiat 125», «Jaguar», «Alfa Romeo», а также на гоночных «Москвич-412Р», «Москвич-Г5». Стремление к совершенству, экономии и экологии дало новый толчок в развитии силовых агрегатов DOHC-4V.

 

В конце 80-х, в начале 90-х годов начали выпускать двухвальные и четырехклапанные двигатели. Но в их конструкции было множество недостатков: постепенное вытягивание ремня, частый обрыв того же ремня, который повлечет за собой ряд значительных поломок: неуправляемый клапан сталкивается с поршнем, оба разрушаясь при этом, повреждая одновременно и гильзу цилиндра и блок. Шестерни по цене дороги и к тому же очень. Конечно же много зависит от исполнения. Немало важной проблемой стало расположение в таком двигателе свечей зажигания. Достать свечу, которая располагается по самому центру камеры сгорания в глубокой нише, можно было только специальным ключом. Еще одним и пожалуй главным недостатком системы DOHC в то время являлась трудность регулировки клапанных зазоров. Приходилась разбирать чуть ли не весь двигатель, чтобы произвести регулировку зазоров.

Тут то и начались все проблемы: с одной стороны нужно было сделать камеру сгорания шатрообразной (для увеличения степени сжатия и соответственно увеличение К.П.Д. мотора), с другой стороны «шатро» должно быть покатым, с закругленными углами. И все же решение проблем нашлось – гидравлический компенсатор зазора, который очень быстро вошел в обиход и по сей день применяется. На гоночных машинах начали запускать двигатели со сжатым газом. Результаты разработчиков очень порадовали: перегрузок в системе нет. О судьбе «банды четырех» лишь можно добавить: Эрне Анри умер в 1950-м году в полной нищете, его друзья ушли с жизни еще раньше, так некто и не увидел свое мировое признание за великий вклад в мировую автомобильную промышленность.

Двухвальная система мощнее, легче и с лучшими показателями коэффициента полезного действия, чем аналогичная системы. Хотя данная конструкция в настоящее время считается устаревшей, она все же широко используется. На сегодняшний день двигатели DOHC можно увидеть в автомобилях фирм: «Mitsubishi», «Opel», «Kia», «Daewoo» и множество других.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )