Нива, по-своему уникальный автомобиль, обладающий, как некоторые утверждают, даже избыточной проходимостью. Но хорошего много не бывает. Поэтому машину можно улучшить именно в отношении проходимости, тем более в случае Нивы это недорого. Доработки автомобиля могут быть как узко специализированными, например, машина готовится для езды по болотам, так и универсальными.
Последний вариант рассматривать логичней, поскольку в большинстве случаев трудно предсказать с чем придется столкнуться на дорогах и вне их. То есть группировать изменения конструкции по её составным частям.
Доработка электрики
Слабым местом является генератор. Штатно у Нивы, вплоть до самых последних годов выпуска, он располагался в наиболее неудачном месте, какое только можно представить — в самом низу моторного отсека справа. То есть его постоянно заливало и забрасывало грязью. Жил он в таких условиях буквально иногда одну, две ездки. Следует перенести его налево, вверх, варианты исполнения переноса разные, как с убиранием запаски из-под капота, так и без.
Герметизация проводки. Важно для езды по бродам. Тут основное — переставить модуль зажигания повыше, нанести специальную смазку на провода и разъемы, особенно высоковольтные цепи зажигания, и следить за её сохранностью. В салоне перенести контроллер управления двигателем с места в ногах водителя под потолок. Ведь ехать иногда приходится и по пояс в воде. Естественно, ставим шноркель. Они достаточно красивые и стоят недорого.
Доработка трансмиссии
У Нивы неплохо продумана раздача крутящего момента от двигателя к колесам. Поэтому доработки сводятся часто к усилению отдельных деталей, например полуосей, и изменению передаточных чисел в коробке передач, раздающей коробке и ведущих мостах. Когда машина в песке или в грязи по ступицы, это очень важно, тяги мотора зачастую не хватает. Кроме того, в машину ставятся самые разнообразные блокировки дифференциалов: переднего и заднего, поскольку межосевой блокируется штатно. Блокировки могут быть автоматическими или принудительными, вариантов масса.
Доработка подвески Нивы
В подвеске автомобиля обычно все сводится к лифту, то есть увеличению дорожного просвета, и к усилению отдельных деталей. Лифт — вопрос не такой простой, как может показаться. Достаточно редко его делают грамотно. В результате машиной становится сложно управлять, резко снижается ресурс деталей, часто возникают внезапные поломки при преодолении препятствий, да и езда становится опасной. Усиление подвески можно считать более продвинутой доработкой, поскольку Нива и так достаточно крепкий автомобиль. А те, кто достиг его предела прочности, обычно точно знают, что именно следует усиливать.
Доработка кузова своими руками
Первое, что бросится в глаза при взгляде на доработанный автомобиль — это вырезанные арки с установленными расширителями, нестандартные силовые бамперы и лебедка. Видимо этим, а также экспедиционным багажником на крыше и стоит ограничиться.
Выбор шин для езды по бездорожью
Наиболее универсальный вариант — применение AT или MT резины от известных фирм. Размер — до 29 дюймов с гражданским лифтом на 50 мм, если не резать арки.
Конечно, выше перечислены только основные доработки, ибо нельзя объять необъятное. Мы не рассмотрели вопросы улучшения шумоизоляции, модернизации двигателя, установки музыкальной системы и т.д. Нива производится десятки лет и можно смело называть грандиозным народный опыт ее улучшения.