Рано или поздно любой автолюбитель с необъятных просторов нашей Родины услышит от владельца автосервиса: «Нашу «горючку» залили?» Даже несмотря на то, что вроде заправляешься на одной заправке (у которой громкое имя), но все равно приходится ехать на СТО, чтобы менять свечи или чистить инжектор. Но это только цветочки, ягодки могут быть впереди. Во многих дилерских сервисах мастера даже не скрывают под стойкой ржавые и покрытые налетом клапаны, чтобы показать клиенту, почему у него часто загорается лампочка с требованием проверить двигатель. А стоимость этих клапанов месте с работой – около 30 тыс. руб. Международный центр по надзору за качеством горючего (IFQC) в своем последнем отчете дал России 84-е место из 100, и это при том, что большинство россиян ездят на немецких и японских автомобилях.
Эти страны занимают первые строчки в приведенном выше топе, что значит, что лучше их бензина ничего нет. Корея также в первой десятке. Но знают ли они, что в России такое топливо? Представьте себе, что знают, поскольку большинство из них увидев эти проблемы, стали вносить изменения в конструкцию двигателя с учетом российских реалий. Как известно, ключевой характеристикой двигателя является его детонационная стойкость или способность противостоять самовоспламенению в нем. Все это отражается в октановых числах, которые указаны в маркировке бензина – 76-й, 92-й и т.д. Но они редко подтверждают свои названия, и чем ниже октановое число, тем больше будет неконтролируемого взрывного сгорания в цилиндрах.
Это может привести к разрушению узлов двигателя. Но и высокое октановое число не несет в себе пользы – бензин будет сгорать медленнее и на выпускные клапаны ложится высокая нагрузка. Но благодаря современным технологиям, производители сделали так, что двигателя теперь подстраиваются под бензин, который поступают в камеру сгорания, а электронная начинка предотвращает взрывное горение. Но увы, у данной адаптации есть свой предел. Допустим, если вы заправились 95-м с октановым числом 92-93, то «мозги» машины справятся, а вот если залить топливо с октановым числом 85, то движок ответит громким металлическим стуком. Можно попробовать адаптировать мотор для работы с бензином низкого качества, но подобными делами ни производители, ни официальные сервисные центры не занимаются, поскольку подобные вещи приведут к ухудшению показателей экономичности и экологичности машины. Если надумали что-то подобные – вам дорога к гаражным мастерам.
Есть еще один способ поднятия октанового числа некачественного российского бензина до необходимых величин. За небольшие деньги вы можете приобрести специальные присадки, которые вливаешь в бак и вместе 92-го получается 95-й бензин. Но этим вы можете навредить мотору, поскольку высокая концентрация присадок чревата выходом из строя свечей зажигания.