Расход масла двигателем интересует, прежде всего, автолюбителя, который совершает покупку подержанного автомобиля. Это один из наиболее существенных показателей технического состояния мотора и машины в целом. При этом следует учитывать, что перерасход масла далеко не всегда указывает на наличие серьезной проблемы. С другой стороны нельзя быть уверенным в отличном состоянии мотора, в случае нормального расхода масла.
Не всегда удается сразу определить истинные причины перерасхода масла двигателем. Максимальное потребление масла в поршневой группе, где, как известно, присутствует очень большое трение между поршнем и цилиндром. При отсутствии смазки резко сокращается ресурс работы двигателя. К тому же, вследствие того, что здесь очень высокие температуры, часть масла все-таки выгорает с образованием на поршневых кольцах и клапанах шлаковые отложения. Именно из-за того, что маслосъемные кольца поршней постепенно изнашиваются, увеличивается расход моторного масла. Эти кольца предназначены для съема остатков масла.
Кольца способны выполнять свои функции, сохраняя свои свойства только в пределах определенных температур. Но как только двигатель в процессе работы по тем или иным причинам перегревается, как тут же кольца теряют свою упругость, что приводит к возникновению так называемого флаттера, который и является причиной повышенного расхода масла. Если выхлопные газы имеют сизый оттенок, то это признак того, что пора менять маслосъемные кольца.
Повышенный расход масла может быть вызван применением моторного масла далеко не лучшего качества, а также слишком большим периодом между заменой масла. В таком случае на поверхности деталей образуются стойкие отложения, вызванные горением и окислением масла. Кольца перестают выполнять свои функции, поскольку они прилипают к поршню, а это в свою очередь приводит к потере компрессии в цилиндре (цилиндрах) двигателя.
Некоторое превышение расхода масла может иметь место не только по причине неправильной эксплуатации. В силу естественного износа происходит деформация стенок цилиндров. Со временем зазоры между поршнем и цилиндром отклоняются от нормы и на зеркале стенки цилиндра образуются своего рода задиры и сколы, которые заполняются маслом. Понятно, что маслосъемные кольца не могут его оттуда достать. В процессе последующих циклов остатки масла выгорают. В результате имеем некоторый перерасход масла.