Один из относительно малозатратных методов, применяемых автопроизводителями, для увеличения мощности двигателя, заключается в установке дополнительного устройства, называемом турбокомпрессором. Компрессор позволяет повысить мощность автомобиля как с дизельным, так и с атмосферным двигателем. Турбокомпрессор — это наиболее эффективный способ увеличить мощность двигателя без особых затрат, так как по сравнению с механическими нагнетателями, он не создает дополнительную нагрузку на мотор и не повышает расход топлива.
Механизм состоит из трех основных компонентов: турбины (так называемая улитка), компрессора, которым осуществляется закачка воздуха внутрь цилиндров двигателя и, конечно, корпуса. В принципе, турбокомпрессор имеет сравнительно небольшие размеры, поэтому для его установки не требуется много места в пространстве под капотом, и многие устанавливают его самостоятельно, используя любое доступное место.
Принцип работы турбокомпрессора
Основная особенность работы турбокомпрессора и оригинальность решения состоит в повторном использовании выхлопных газов, за счет которых раскручивается его турбина. Отработавшие газы, продвигаясь внутри трубопровода, наталкиваются на лопасти турбины и раскручивают ее, обороты при этом достаточно высокие, как минимум, 150 тысяч об/мин. При вращении лопастей создается требуемое давление воздуха, закачиваемого в цилиндры. Больший объем воздуха, вкупе с дополнительным топливом (в необходимой пропорции), позволяет значительно увеличить объем выделяемой тепловой энергии и мощность двигателя.
Высокая скорость вращения турбины приводит к ее сильному нагреву, поэтому для ее корпуса используются жаропрочные материалы. Большое значение имеет форма и размер турбокомпрессора. Турбина небольшого размера обеспечит прирост мощности даже при низких оборотах, но эффективность ее работы будет небольшая. Большая турбина создаст большую добавочную мощность, но лишь при высокой скорости на больших оборотах, на низких оборотах она не даст никакого эффекта.
Неисправности турбокомпрессоров
Все неисправности турбокомпрессора, установленного на дизельном или бензиновом двигателе, обычно повторяются. Среди наиболее частых можно выделить:
- Снижение мощности двигателя с появлением черного дыма из выхлопной трубы. Это указывает на недостаточное давление воздуха внутри цилиндров, что приводит к неполному сгоранию топлива.
- Появление заметного шума при работе турбокомпрессора. Часто проблема происходит из-за разгерметизации системы, и происходит утечка воздуха, например, из-за неисправности патрубков.
- Повышенный расхода масла. Это указывает на неисправность турбокомпрессора или неисправность двигателя, в зависимости от конкретного случая.
- Появление изломов и трещин в корпусе компрессора. Это характерно для турбокомпрессоров, установленных на любых моделях автомобилей. Обычно трещины появляются, если турбина эксплуатируется при повышенной температуре, в тяжелых условиях. Но часто появление дефектов корпуса не оказывает заметного влияния на работу турбины, пока не достигают критических пределов.